Top.Mail.Ru
Статья

О том, как мы перешли в онлайн. Часть 2

О том, как мы перешли в онлайн. Часть 2

Продолжим повествование и на этот раз Серафим расскажет о том, с какими сложностями ему пришлось столкнуться в процессе изменения формата работы школы Влтава. Прямая речь ‒ далее.

 

Несколько степеней эволюции своего отношения к “онлайну” прошли студенты интенсивных групп поступающих в вузы. Сначала они отнеслись к Zoom с недоверием. Но, постепенно втянулись ‒ и после их было не оторвать. Нам удалось при помощи различных инструментов разнообразить виды онлайн занятий так, чтобы при графике 5 раз в неделю по 4 часа экран ноутбука им не опротивел. Тем более, они смотрят на него не только в рамках наших занятий. Мы проводили устные собеседования, изучали лексику при помощи приложения Quizlet, проводили письменные контрольные и диктанты, записывали спонтанные устные экзамены в сервисе VCV, ‒ словом, пытались сделать так, чтобы онлайн формат был максимально близок к ситуации личного взаимодействия в классе.

 

Мне, как директору школы Влтава, пришлось “пободаться” и с некоторыми учителями. Разумеется, в их среде некоторое предубеждение к онлайну тоже было. Кто-то даже находил очень разумные объяснения, почему не готов работать онлайн: то голова от компьютерного звука болит, то шею заклинивает, потому что в экран нужно долго смотреть. Постепенно со всеми трудностями мы разобрались. Поскольку не все учителя раньше работали в онлайн-режиме, нужно было вместе с ними научиться качественно работать с онлайн доской, запускать аудирование так, чтобы всем было хорошо слышно, отрабатывать некоторые преподавательские навыки, необходимые для онлайн формата. Например, если в живом классе вполне можно задавать вопросы “в воздух”, всему классу, то в онлайн группе лучше так не делать. Потому что будут молчать все или отвечать всегда будет один и тот же самый активный ученик. Казалось бы, мелочь, но она накладывает серьезный отпечаток на работу преподавателя и атмосферу занятия.

 

Приходилось проводить серьезные беседы насчет формата и с учениками. Мы настаивали на том, чтобы у каждого из них была хорошая камера и микрофон. Не может идти речи о том, что ученик выйдет на занятие без видео. Мы можем говорить о приближении к очному формату только тогда, когда ученик с учителем видят и слышат друг друга. Причем учитель должен видеть ученика не только когда он отвечает, но на протяжении всего урока, чтобы оценить включенность, и при необходимости “потормошить” засыпающего.

 

Когда кто-то говорит мне, что в онлайн формате нет личного контакта, а общение “какое-то искусственное”, мне остается только развести руками. А по существу, я обычно отвечаю примерно так: на онлайн уроке вы видите и слышите преподавателя, преподаватель видит и слышит вас. Вы видите и слышите одногруппников, одногруппники видят и слышат вас. Все вы видите выражение лиц, глаза, слышите интонации голоса друг друга. Можете вместе шутить, спорить, дискутировать, обсуждать. На наших онлайн уроках преподаватели даже делят учеников на мини-группы, чтобы в них отработать какую-то коммуникативную ситуацию, а потом показать ее всему классу (такой функционал есть на платформе Zoom; например, учитель может разбить группу из 9 человек на 3 мини-группы по 3 человека и дать каждой из них устное задание. Во время работы мини-группы не слышат учеников другой группы, только “своих”). И вы правда считаете, что это чем-то принципиально отличается от офлайна? Единственное, чего не могут сделать ученики и учитель во время онлайн урока в отличие от очного ‒ это потрогать друг друга. Но, задумайтесь, как часто взрослые ученики старше 10 лет обнимаются со своими учителями? Кажется, не чаще раза в год, на праздновании своих учебных успехов. Для этих целей вполне можно собраться очно в кафе и отметить удачное поступление в университет.

 

Постепенно, через пару недель, даже скептики сменили гнев на милость и согласились с тем, что онлайн формат не так уж плох. Более того, некоторые сказали, что даже если бы прямо сегодня (начало апреля) закончилась эпидемия и можно было бы вернуться в классы, они бы сделали это неохотно и выступали бы за продолжение онлайн учебы. Разница между очным и онлайн форматом не настолько велика, как ее иногда дорисовывают недоброжелатели, а вот поездки туда/обратно в офис отнимают силы, время и деньги. Получается, что при прочих равных намного удобнее заниматься из дома, а сэкономленные два часа провести с детьми, внуками, женой, тещей, друзьями или любимой собакой.

 

Интересная история о принятии, не правда ли? Достаточно распространенная для нас: отрицать что-то внезапное и новое, держаться за привычное, а затем сделать прыжок веры ‒ и насладиться результатом. Как это и случилось с онлайн курсом интенсива школы Влтава. Теперь мы чаще получаем заявки на онлайн курс интенсива, чем в очные группы. Успеть до сентября можете и вы. А чтобы вы лучше понимали, как на самом деле работал этот формат, мы раскроем тему в следующей части!

Рекомендуем

О том, как мы перешли в онлайн. Часть 2

О том, как мы перешли в онлайн. Часть 1

Статья
О том, как мы перешли в онлайн. Часть 2

Учеба в Чехии для русских после 11 класса: Как поступить

Статья
О том, как мы перешли в онлайн. Часть 2

Знаете, как вы сэкономите 10 000 евро? С обучением в школе чешского языка Влтава!

Статья
О том, как мы перешли в онлайн. Часть 2

Годовые курсы чешского языка: Интенсивная программа

Статья
О том, как мы перешли в онлайн. Часть 2

Как пандемия повлияет на поступление в Чехию в 2020 году?

Новости
О том, как мы перешли в онлайн. Часть 2

Невероятные истории наших студентов, поступивших в 2020 году


лонгрид
Статья
О том, как мы перешли в онлайн. Часть 2

Обязательно ли учиться на курсах в Чехии, чтобы поступить в ВУЗ?

Статья