Top.Mail.Ru
лонгрид

Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

Как нам удается научить чешскому любого желающего, сохранять мотивацию к обучению у всех студентов и создавать языковую среду, не выходя из дома? 

Нас часто спрашивают, какие учебники мы используем в своих курсах чешского языка. Нам всегда сложно ответить на этот вопрос, поскольку мы не опираемся на уже разработанные кем-то учебные планы, а создаем свои. И используем для этого множество учебников, методических пособий и дополнительных материалов.

Сегодня мы хотели бы подробнее рассказать о том, на чем базируется языковая методика школы VLTAVA, и как нам удается достигать отличных результатов, создавая языковую среду без выезда за границу!

Коммуникация VS зубрежка

Люди бывают разные. 

Кто-то легче усваивает новую информацию, досконально разбираясь в том, как все устроено: таким студентам при изучении языка больше подойдет грамматико-переводной метод. 

Кому-то заниматься теорией скучно – ему подавай скорее практику: живые диалоги, моделирование реальных ситуаций, постоянное общение. Таким студентам ближе коммуникативный метод изучения языка.

Казалось бы – в чем сложность? Вот мы и решили, кому и как лучше учить чешский! Однако, у каждого из этих методов есть свои недостатки – иногда существенные. 

Например, грамматико-переводной метод очень далек от реальности: можно годами зубрить новые слова, но так ни разу и не решиться использовать их в устной речи, потому что навыка разговаривать у вас просто нет.

Или, к примеру, можно с удовольствием составлять интересный диалог, используя все заданные слова и выражения, но уже через 10 минут после окончания занятия забыть их навсегда – ведь за один раз слова не выучить. 

Мы решили, что не будем выбирать ни один из методов в чистом виде – значительно правильнее будет их совместить, взяв из каждого только лучшее! 

Таким образом, наши студенты учат язык разными способами, отрабатывая новый материал и в диалогах, и при написании эссе, и работая со списками. За счет такого подхода словарный запас в 3 000 — 3 500 слов (уровень В2) осваивается играючи. 

А нужна ли тогда вообще грамматика?

Конечно! Не словами едиными богат язык – хорошо бы еще уметь ими пользоваться так, как это делают носители. А вот тут без грамматики никуда – даже если мы имеем дело с типичным “коммуникативистом” (то есть, студентом, которому невыносимо скучно работать с грамматическими правилами). 

Простой пример: в ходе коммуникативной части занятия вы успешно запомнили фразу “prosím Vás” ( которая означает, в зависимости от контекста, “извините”/ “будьте добры”/ “разрешите обратиться”). 

Если вы просто запомнили это выражение в ходе отработки диалога, вы сможете использовать эту конструкцию только в неизменном виде – то есть, обратиться к человеку только на “вы”. А вот переделать это выражение так, чтобы обратиться к человеку на “ты”, сможет только тот, кто знаком с чешской грамматикой: он, возможно, “зависнет” на пару секунд, но потом уверенно скажет “prosím tě”, потому что у него в голове есть четкая и понятная языковая система. 

Конечно, мы стараемся сделать так, чтобы изучение грамматики не было скучным. Мы не только учим правила и отрабатываем их в письменных упражнениях. Чтобы вывести грамматику из области пассивных знаний в активные, мы используем дриллинг-модели – устные однотипные конструкции, которые нужно повторять, опираясь на образцы. 

Как мы создаем языковую среду без выезда за границу?

Мы уже подробно говорили о том, что языковую среду можно и нужно создавать себе дома для того, чтобы выучить иностранный язык на базовом уровне. 

На занятиях мы используем тот же подход. Во-первых, мы с первого дня занятий переключаем на чешский язык свои смартфоны и лэптопы. Договариваемся смотреть фильмы, слушать радио и читать газеты только по-чешски. Эти меры позволяют увеличить присутствие изучаемого языка в “российской” повседневности до максимума. 

Конечно, на первых порах студенты на занятиях задают вопросы по-русски. Но с третьего-четвертого месяца учебы вводится запрет на использование русского языка во время занятий – будь то вопросы учителю или коммуникация между студентами. За нарушение этого запрета существует система милых наказаний – например, вас попросят прочесть стишок перед всей группой. 

В самом начале студенты на занятиях разговаривают преимущественно с преподавателем. Однако, со временем преподаватель начинает использовать и задания для групп учеников. В этом нам помогает функция “Конференц-залы” в Zoom. Учитель делит участников группы на команды и дает им задания – например, разыграть ситуацию, в которой покупатель в магазине ругается с продавцом из-за несвежего хлеба. Преподаватель может перемещаться из зала в зал и помогать ребятам с выполнением задания. 

Как мы готовимся к языковым экзаменам?

Вторая половина учебного года у наших студентов насыщенная. Если в первом полугодии они занимались только изучением чешского языка, то с января к этому прибавляется еще и подготовка к сдаче вступительных испытаний в выбранные вузы. А еще – подготовка к языковым экзаменам. 

Многие считают, что неплохого знания языка в принципе достаточно, чтобы успешно сдать любой языковой экзамен. Практика же показывает, что без подготовки к конкретному экзамену можно “засыпаться” – просто потому, что вы не были готовы к вопросам в таком формате. 

Мы помогаем ребятам подготовиться именно к тому языковому экзамену, который им предстоит сдавать. Мы отрабатываем с ними вопросы из всех частей – и из письменной, и из устной, и из “Чтения” и “Аудирования”. 

Вдохновение VS дисциплина

Как наши студенты сохраняют мотивацию усердно учиться на протяжении всего периода подготовки? Очень просто: в школе VLTAVA дисциплинированное отношение к обучению требуется в обмен на гарантию поступления, прописанную в договоре. 

Многие полагают, что взрослым студентам тотальный контроль не требуется – ведь они и так знают, что должны прилежно трудиться. Однако наш опыт показывает, что абсолютно все студенты – от 14 до 60 лет – могут начать лениться и недорабатывать, если “не чувствуют вдохновения”. 

Именно поэтому все наши ученики точно знают, что преподаватели и кураторы пристально следят за их прогрессом. Каждые 2 недели мы проводим контроль успеваемости, чтобы вовремя оказать необходимую помощь и поддержку.

Рекомендуемые:

Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

7 мифов про обучение за границей

Статья
Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

IT образование в Чехии

лонгрид
Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

5 причин уехать учиться в другую страну

Статья
Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

IT-зарплаты в Чехии и Европе: что вы получите, имея диплом европейского качества

Статья
Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

Визовый режим “Студент”: почему наши ученики получают долгосрочную визу легко и быстро?

Статья
Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

Все о DAMU в Чехии

Статья
Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

Востребованные профессии в Чехии для русских и куда пойти учиться

Статья
Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

Высшее образование для ребенка:
сколько стоит Чехия vs Россия

Статья
Языковая методика школы VLTAVA: в чем наша уникальность

Гуманитарные вузы Чехии и как поступить на эти специальности

лонгрид