10 ошибок абитуриентов при поступлении в Чехию
Начали учебу 18 ноября ‒ и все равно поступили в чешский вуз! Как это было?
Языковая школа Влтава решилась на беспрецедентный эксперимент, когда 18 ноября 2019 года набрала группу и запустила программу “Поступление под ключ”. Она состояла из буквально отчаявшихся студентов, по историям которых можно было снимать остросюжетный блокбастер. Мы понимали, что идем на риск: почти на 100 часов меньше чешского, меньше времени на подготовительный процесс, но эти ребята, их мотивация передались нам ‒ и мы рискнули.
И мы очень рады, что пошли на это. Оказалось, что даже на позднем старте, ученики способны не только выучить чешский лучше, чем в других группах, но и поступить в те вузы, о которых они мечтали. Позвольте нам поделиться с вами историей о том, как даже за 7 месяцев учебы и труда стать студентом Чехии.
Начнем с рассказа нашего методиста Артема Индыченко и его впечатлениях о том, как это происходило, продолжим комментарием от преподавателя чешского ‒ Александры Кожевниковой и закончим впечатлением от ученицы этой группы ‒ Дианы Тереховой.
Артем Индыченко, методист языковой школы Влтава:
“Студенты группы, стартовавшей в ноябре, осваивали программу в полном объеме в более быстром темпе, чем в группах, стартовавших в сентябре. Ученики понимали, что у них не так много времени для “раскачки”, и преподаватель им об этом постоянно напоминал. Также способствовало успеху количество человек в группе (6, хотя в других группах было 9-10) и то, что большинство студентов группы были уже не подростками-школьниками, а выпускниками программ бакалавриата российских вузов.
К моменту моего прихода в школу на должность методиста (март 2020 года) никакой разницы между уровнем студентов сокращенного курса и студентов иных групп не было. Более того, именно в этой группе у нас была самая лучшая студентка этого потока, успешно поступившая в этом году на медицинскую специальность.
Эффективности подготовки способствовал профессионализм преподавателя, постоянный контакт студентов с учителем во внеучебное время, неукоснительное выполнение всех домашних заданий, систематическая ежедневная работа по моделям, регулярный внешний (методистом) и внутренний (преподавателем) контроль знаний. Принципиальных отличий в работе со студентами, начавшими позже, нет, и они способны в сжатые сроки освоить весь материал ‒ если у них есть серьезная мотивация и они готовы посвящать все свое время поставленной цели.
Конечно, преподаватель отчасти может способствовать ее формированию, но люди, которые записываются в позднюю группы, должны оценивать риски. Избегать жалоб в духе:“я не успеваю, у меня еще работа” и тому подобных. Они должны понимать, что в данном формате чешскому языку они будут должны посвящать 6-7 часов в день (4 часа урок, 2-3 ‒ выполнение домашнего задания). Если есть мотивация и есть возможность инвестировать в свой образовательный проект указанное время ‒ ничего ни сложного, ни проблематичного, ни невозможного, ни неприятного в позднем старте просто нет.
Как видите, Артем не увидел никаких сложностей. Как и Александра Кожевникова, преподаватель чешского языка, с которой у нас получилось короткое, но содержательное интервью.
- С какими предубеждениями и страхами относительно возможности выучить чешский пришли ученики в ноябре и как вы помогли их развеять?
Они волновались, но знали, что они запустились позже и возможно им может не хватить времени. Приходилось подстраиваться под такие условия. Кто-то понял, что не сможет совмещать с работой: принимали решения об уходе или сокращении объема занятости. Хотя я считаю, что совмещать обучение и работу сложно при любой дате старта обучения, если это не фриланс. Но эти ребята доказывали, что нет ничего невозможного для того, кто сильно хочет. Как я их поддерживала? Просто говорила: положитесь на меня и все получится. Так и было: мы начали заниматься и брали выходные дни. Они изначально об этом знали и были к этому готовы, даже выделять под обучение не только субботы, но и праздничные дни. Сомнения были развеяны, когда ребята поняли, что все реально успеть и они уже успевают.
- Чем отличалась программа обучения ноябрьской группы?
Ничем не отличалась, несмотря на то, что мы стартовали с ними позже на 5 недель. Но, мы брали дополнительные субботы, чтобы догнать ребят, стартовавших ранее. Правда, у нас по итогу получилось меньше пройденных часов, но к апрелю по знаниям мы уже не только догнали, но даже начали обгонять октябрьскую группу. У моих учеников мощно сработала мотивация, и желание поступить в чешский вуз любой ценой.
- Расскажите смешной/забавный случай, связанный с адаптацией учеников?
У нас всегда очень легкая атмосфера на занятиях: я с удовольствием шучу и поэтому нахожу с учениками общий язык. Поэтому сложно вспомнить отдельный забавный случай. Как преподаватель, я безусловно включила тирана, но облекала все это в шутливую и ироничную форму, чтобы нам и дальше было комфортно друг с другом. Ребята быстро адаптировались и вошли в учебный процесс, в котором было много забавных случаев, все и не вспомнишь.
- Были ли сложности? Как с ними справлялись ученики или не замечали разницы?
Все ученики приходят со своим набором знаний и способностями к их изучению ‒ и только в этом были особенности. Тем более, в этой группе была просто невероятная девочка-молодец с дислексией. Ей было сложно осваивать новые языки, но она очень старалась: повторяла много раз, писала. Да, ее прогресс шел медленнее, но в итоге она добилась хороших результатов.
Ученики хорошо справлялись со всеми этапами и не было такой ситуации, в которой кто-то останавливался и говорил: “я не могу”. Безусловно, у некоторых ребят возникали вопросы с дисциплиной и легким налетом лени, но это было не так серьезно и совершенно не мешало работе в группе. Скорее они тормозили сами себя)
- Какие инструменты помогли быстрее освоить знания?
Программа школы Влтава составлена таким образом, что у студента нет шансов пройти урок, не понять и забыть эту часть. Темы переплетены и мы снова вспоминаем изученное и добавляем новое. Ну, еще работало мое интуитивное чутье преподавателя: какие темы им даются легко, а каким стоит уделить внимания чуточку больше.
- С какими аргументами в пользу старта обучения на курсе интенсива даже в ноябре вы обратились к ученикам и их родителям? Назовите 5 причин, по которым не стоит бояться стартовать в ноябре?
Почти 7 месяцев впереди и этого времени более чем достаточно для того, чтобы подготовиться к поступлению. Прошлая группа стартовала аж 18 ноября, но ребята все сдали и смогли подготовиться на “ура”. А еще результаты некоторых “поздних” учеников превзошли тех, кто начинал учиться ранее. Поэтому все зависит от желания, мотивации, а время есть и его на все хватает.
Основные причины, вернее, инструменты, которыми можно уничтожить любой страх:
- Мотивация: она вам поможет не сдаваться и двигаться к цели.
- Время под домашние задания: у вас должно быть время учить и повторить, пройденное на уроках и чувствовать свой прогресс.
- Хорошее настроение: с хорошим настроением несложно учиться и эти 7 месяцев пройдут легко.
- Готовность учиться и заниматься серьезно, включаться в работу группе.
- И я. Минутка нескромной рекламы: со мной весело заниматься и запала моей мотивации хватит на все время обучения. Конечно, местами я жесткий человек, но зато я точно найду правильные слова, чтобы “дать правильный пинок от Вселенной”.
Конечно, мнение преподавателей и методистов имеет значение, но мы хотим поделиться с вами информацией от ученицы, которая знает об учебе с 18 ноября все. Диана была одной из тех, кто прошел путь от курса интенсива до студента Чехии.
- Когда ты начала задумываться о поступлении за границу?
Начала задумываться о переезде за границу с мужем: он ветеринар в России, но оплата его труда здесь маленькая, не то слово. У меня же история обратная: так получилось, что я не получила высшего образования и отсутствие диплома сказывалось на моем профессиональном росте. Я пошла в менеджмент IT и, чтобы дальше расти в этом направлении, диплом об окончании вуза требуется на законодательном уровне. Упершись в потолок, я начала задумываться о том, кем буду работать дальше. Сначала вспомнила свою детскую мечту о том, как я стану ветеринаром. Но, потратить 5 лет на обучение в российском вузе совсем не хотелось: больно, бессмысленно, беспощадно. Кроме того, нужно было учитывать интересы семьи: чтобы и у мужа была возможность получить достойную оплату его труда, а не как в России, где даже у работников call-центра она больше. И мой внимательный взор остановился на Чехии: она мне импонировала со школы и я часто туда ездила. Хотя я искренне считаю, что в путешествиях нужно придерживаться принципа: везде нужно побывать по разу и не возвращаться, с Чехией так не сработало. Я была там несколько раз. А еще я фанатка книг авторства Макса Фрай и когда я узнала, что город Круглов ‒ это мой любимый Ехо, тогда все завертелось еще быстрее. Я начала изучать вузы в Чехии и условия поступления в каждый из них.
- А можешь назвать три основные причины, почему ты выбрала именно чешские вузы? Ведь можно было просто переехать в Чехию, без необходимости там учиться.
Для меня ключевыми были 3 пункта: чешские вузы это бесплатно, качественно, возможность ПМЖ. Наиболее важным является третий, ведь другие страны для постоянного места жительства мы не рассматривали.
- По каким критериям выбирала программу подготовки к поступлению в чешские вузы? Почему выбор пал на программу из России?
Я из тех счастливчиков, которые сначала попали в языковую школу в Чехии, прождали 9 месяцев и не получили визу из-за репутации этой школы. При чем было несколько попыток добиться получения этой самой визы. Но история с чешской языковой школой закончилась для меня во время очередной попытки. Для оформления необходимо было получить справку о несудимости. Ждать ее оформления пришлось бы целый месяц. На календаре уже был ноябрь и я понимала, что справка окажется у меня на руках не раньше декабря и только после этого, я возможно окажусь в Чехии. Я не могла ждать так долго, на что представители школы мне прямо сказали: ну купите эту справку, чтобы вам ее выдали раньше. Я была в шоке: я хотела ехать в Чехию, чтобы уйти от серых схем и взяток. Я хочу ехать в страну на законных основаниях, чтобы потом не подвергнуться депортации.
Потом мне предложили дистанционное обучение, но у меня уже остался осадок и я начала искать альтернативы. И так нашла Влтаву и осталась очень довольна. Хотя в чешской языковой школе нам постоянно говорили, что подобные российские курсы ‒ это ерунда, поскольку там работают ужасные преподаватели без квалификации.
- Как получилось, что ты оказалась в ноябрьской группе?
Поскольку я уже взрослый работающий человек, а не школьник на обеспечении родителей, терять целый год мне просто не хотелось. Я не успевала выучить в чешской языковой школе язык до B2 из-за этих задержек с визой, поэтому решила, что буду пробовать здесь — никаких альтернатив больше не было.
- Какие страхи и предубеждения беспокоили тебя на старте?
Мне повезло пообщаться с Серафимом и он оставил о себе приятное впечатление. После того, как я изучила договор, все стало еще прозрачнее, поэтому решила в сторону школы без особых страхов, кроме того, что я не успею выучить язык в срок, но другого выбора у меня просто не было.
- Было ли страшно учить новый язык? Как чувствовала себя на первых занятиях?
Не страшно, потому что моим преподавателем была Саша. Я на учебу летела, как на праздник. С ней было легко из-за того, что она сама русскоговорящая, которая выучила чешский. Она очень круто объясняла правила и слова, потому что могла найти понятную ассоциацию или объяснить так, чтобы ее понял человек, который всю жизнь прожил в России.
В процессе обучения я начала сравнивать методы преподавания Саша с преподавательницей мужа, которая была носительницей языка. У нее все вопросы и объяснения заканчивались фразой: “ну, потому что”. То, где мой муж специально трудился и прикладывал усилия, чтобы запомнить, я делала это легко благодаря аналогиям Саши. И еще заметила огромную разницу в знаниях языка между мной и мужем, потому что я слышала ошибки в его речи и произношении. Хотя нам всегда преподносили, что лучше учиться у носителя. Оказалось, что нет.
- Как изменились ощущения спустя месяц? Когда ты почувствовала, что в принципе все возможно?
Да уже через месяц я чувствовала огромную разницу между мной и мужем. Я решила, что все обязательно получится.
- Были у тебя дополнительные занятия или программы Влтава было достаточно?
Саша давала нам ДЗ, которое я делала часа по 2-3. Потом появился Quizlet (программа для запоминания слов), который мне очень понравился, ведь я не люблю писать слова в тетрадки. Самостоятельно я только смотрела диснеевские мультики на чешском, когда уже повысила уровень знания языка. А еще мне подруга посоветовала действенный способ: зарегистрироваться в Тиндере, купить на месяц PRO-версию, поставить себе геолокацию “В Чехии”. Нет, это не то, о чем вы подумали (смеется). Нужно написать о себе: мол, учу чешский и если ты учишь русский, можем друг другу помочь. И так я нашла себе друга по переписке Яна, с которым мы до сих пор мило общаемся и обмениваемся мемами. Но, это было приятное дополнение, а так мне хватало обучения во Влтаве.
- Как выбирала вуз и специальность? Какие условия поступления были там?
Я всегда хотела помогать людям, но при этом я никогда не любила ручную работу. Поэтому ни медсестрой, ни врачом точно не хотела быть, поэтому эти профессии в чешских вузах не рассматривала. Ни, тем более специальность психолога, потому что там для поступления нужно соблюдать много условий. Я не хотела слишком заморачиваться, поэтому нашла для себя смежную специальность: социальный работник с психологическим уклоном (то есть работать как психолог в социальных учреждениях). Во многих университетах на эту специальность принимали без экзаменов или говорили, что если будет недобор, то экзамены отменят. Я смотрела на число желающих и понимала, что недобор точно будет. Идеальный вариант для меня (смеется). Для университета Пардубице достаточно было В1 и туда принимали без экзаменов. Они меня приняли, но буквально за 2 недели до отъезда на учебу не разрешили дистанционное обучение. Поэтому я поеду учиться в Чехию в следующем году. К этому времени муж допишет свою дипломную работу на медицинском факультете, и мы уедем вместе.
- Но ты все равно готовилась к вступительным экзаменам? Тебе помогли во Влтаве с этим?
У меня была замечательная преподавательница по биологии Светлана, с которой я тоже нашла “коннект” благодаря клубу любителей Макса Фрая (кстати, по приезду в Чехию я пообещала ей привезти “Жалобную книгу”). Несмотря на то, что я люблю смотреть и слушать лекции по биологии, доказательной медицине, разговаривать с мужем по поводу ветеринарии, у меня все равно были определенные пробелы в знаниях. И Света мне их замечательно закрыла и даже немного объяснила мне химию, за что ей огромное спасибо.
- Поделись своим личным мнением: насколько сложно сдавать экзамен на знание чешского?
Экзамен не был сложным для меня и я сдавала его дистанционно. Так получилось, что по семейным обстоятельствам я вынуждена была прекратить учебу на полтора месяца раньше. Но, даже при этом, я смогла сдать языковой экзамен и получить свой B2! Представляю, каких бы результатов я достигла, если бы получилось дойти до конца.
- Получается, что твоя программа была еще меньше, чем у остальных, но ты все равно поступила в чешский вуз?
У меня уже было все готово и по факту я уже была студенткой Чехии. Но, фактически я так и не переехала: так распорядилась судьба. В следующем году я обязательно туда поступлю, тем более, что во Влтаве мне помогут освежить знания перед переездом. И еще у меня уже есть сертификат, который подтверждает моё знание чешского языка.
- Какой главный совет ты бы дала ребятам и их родителям, которые решаются поступить в чешские вузы, но бояться, что уже опоздали?
Учеба в поздних группах ‒ это идеальный вариант для тех, кто точно хочет поступить в чешский вуз в следующем году. Школьникам же, по собственному опыту, я бы посоветовала попробовать жизнь: поработать, пожить отдельно от родителей и понять, чего же хочется самому.
Если же вы определились и хотите поступить именно в чешский вуз, тогда идите в любое время, хоть с ноября ‒ вы все успеете. Главное учиться и соблюдать правила языковой школы Влтавы ‒ и все точно получится. Это единственное правило, которое работает! Я верю, что если человеку нужно знание чешского для конкретной цели: поступление, переезд, книгу на этом языке написать, тогда можно хоть и с декабря идти, Влтава поможет.
Рекомендуем